Татьяна Юдина: Мы делаем примерно 1 400 000 исследований за год

25 мая 2022

Разговор с Татьяной Юрьевной Юдиной — заведующей клинико-диагностической лабораторией консультативно-диагностического центра «Вивея», врачом высшей категории, главным внештатным специалистом по лабораторной диагностике министерства здравоохранения Хабаровского края, «Лучшим врачом лабораторной диагностики» Всероссийского конкурса профессионального мастерства 2016 года.

— Почему вы стали лучшим врачом России в своей квалификации?

— Потому, что нам удалось создать современную лабораторию с максимальной цифровизацией всех процессов.

— Однако! А мы приходим к вам сдавать анализы и не знаем, с кем и с чем имеем дело. Непростительно… Однако в чем уникальность лаборатории?

— В нашей лаборатории автоматизирован забор анализов, что исключает человеческий фактор, современное оборудование, большой спектр исследований, федеральный контроль качества, забор анализов с 8.00 до 19.00, в субботу с 9.00 до 14.00, готовность результатов большинства анализов в течение суток.

— И как забор крови выглядит сейчас?

— Регистратор сделал задание на определенные анализы, передает  его в систему для подготовки набора для забора крови, электронная очередь видит пациента, медсестра нажимает кнопку, к ней подъезжает лоток с пробирками и наклеенными штрих-кодами, со стикерами и т.д. То есть получилась исключительно удобная и качественная организация труда в кабинете забора крови.

— Автоматизация процесса — это понятно. А качество забора крови — это что такое?

— Это очень важный момент. Какой иглой делается забор, как зажата рука, как перемешивается кровь в пробирке, как она транспортируется, центрифугируется и т.д. От того, как готовится все это, зависит результат анализа.

— Например, что может измениться?

— Например, при общем анализе крови могут разрушаться клетки, если ее неправильно перемешать. Даже может образоваться сгусток, и аппарат ее не возьмет. Если взять крови меньше или больше, чем положено по отметке на пробирке, то результат будет недостоверный.

И другой момент: когда мы стали работать на этой машине, все вздохнули с облегчением. Не стало огромных очередей.

— Удивительно, что у вас можно сдать кровь на анализ с утра и до 19 часов.

— Да, так. Для нас это не удивительно. На биохимический анализ можно сдать кровь и вечером после 6-часового голодания. Среди дня можно сдать кровь на гормоны. По инфекциям: на гепатит, ВИЧ, RW, глистные инвазии, инфекции передающиеся половым путем и т.д. — пожалуйста, можно сдать кровь и днем, и вечером без ограничений.

— А сроки у вас какие?

— Мы делаем практически день в день. Если утром сдал кровь, то в обед уже готов результат, скажем, по биохимии и т.д.

— Может, поэтому к вам с удовольствием и идут пациенты?

— Мы добились такого за счет оборудования, за счет грамотных лаборантов и врачей. «Вивея» работает в две смены, и лаборатория в том числе. Когда мы стали диагностическим центром, то приняли решение, что будем работать по-новому, чтобы принимать больше пациентов. Специалистов у нас достаточно. Оборудование позволяет. С реагентами проблем нет. Наш главный врач Наталья Александровна Болоняева всегда говорит, что у нас должно быть все лучшее и самое качественное.

— Замечательное стремление, какие анализы делают в вашей лаборатории…

— У нас расширенный перечень анализов. Есть отделение гемостаза, есть отделение проточной цитометрии, где смотрим иммунный статус. Есть отделение с высококлассным оборудованием, где смотрим все гормоны, онкомаркеры. В отделении ПЦР-диагностики весь процесс полностью автоматизирован еще полтора года назад. Еще у нас есть отделение патоморфологии, где работают гистолог и цитолог, где есть оборудование  для  жидкостной цитологии. Там проводится высокоточная диагностика рака шейки матки. Еще мы приобрели пиросеквенатор для генетических исследований, где выявляем предрасположенность к некоторым заболеванием — раку молочной железы, раку яичников, атеросклерозу, инфаркту, сахарному диабету, ожирению, синдрому Жильбера и т.д. Еще мы делаем спортивную генетику, то есть можем определять предрасположенность детей к определенным видам спорта.

— На такие анализы есть спрос?

— Есть. Мы пришли к этому по просьбе пациентов, которые ориентируются на ведущие клиники страны, и нам не к лицу отставать, когда есть возможности.

— Генетические анализы — это же не массовое обследование?

— Это решает доктор на приеме и советует пациенту пройти. Некоторые ведь не знают, что мы делаем такие анализы, и что это действительно нужно. Например, недавно у нас на планерке был разговор о необходимости создания детских программ обследования. Ну, программа постковидного обследования есть. А, на мой взгляд, было бы полезно сделать программу для старшеклассников, определяющихся с профессией. То есть проверить их здоровье на уровне генетики, к чему они расположены, риски каких заболеваний возможны, как им учитывать наследственность. Разве это не важно знать? Будущее в лабораторной диагностике за генетикой.

— Можно прийти в «Вивею» к доктору и попросить направление на генетический анализ?

— Конечно, можно. Эта услуга платная. Даже не обязательно идти к доктору.  Можно обратиться к администраторам нашей лаборатории, они все расскажут, дадут направление на анализ.

— А результат кто скажет?

— Мы делаем анализ, лабораторные результаты отправляем генетику, который их описывает, и мы выдаем пациенту анализ вместе с квалифицированным описанием.

— Все, что делается в «Вивее» — замечательно. Но сложно людям в глубинке. Как их приблизить к вам или вас к ним?

— Мы давно работаем по программе квот с ЛПУ города Хабаровска и южных районов Хабаровского края. К нам приезжают пациенты из районов и на лабораторные, и на разные другие обследования. Медицинский персонал «Вивеи» также выезжает в районы — и доктора ездят, и медсестра нашей лаборатории делала забор крови на те анализы, которые там не делают. 

— Достаточно ли квот?

— Их не хватает. Но когда-то мы обучали сотрудников ЛПУ, ездили в Бикин, в Переяславку, в Вяземский, и поначалу на местах делали забор крови и привозили нам пробирки. Это называется централизацией лабораторной службы. Во многих регионах она существует. У нас южные районы края и Хабаровск можно было бы централизовать хотя бы в плане амбулаторной помощи. Общеклинические анализы делали бы там, на местах, а биохимические исследования, исследования на онкомаркеры, на гормоны и другие редкие анализы дешевле было бы делать в централизованном порядке. Когда есть хорошее оборудование, грамотные специалисты, то это рентабельно. Мы готовы к такому подходу.

— Что бы вам еще хотелось иметь в лабораторной службе?

— Было бы замечательно иметь в Хабаровске хотя бы одну современную, с хорошим оборудованием бактериологическую лабораторию. Чтобы не десять дней, как сейчас, ожидать результаты, а намного быстрее. Чтобы пациент сразу же лечился теми препаратами, которые чувствительны к его бактериям. А еще лучше, чтобы в «Вивее» была своя баклаборатория.

— Делаем вывод: лечение начинается с высокоточных лабораторных анализов — без них оно невозможно.

— Это точно. Даже общий анализ крови многое скажет врачу.

— Как оценить объем вашей работы?

— Мы делаем примерно 1 400 000 исследований за год. Ведем также учет выявленных патологий, особенно онкологических.

— Ваши пожелания пациентам.

— Самое главное — здоровья. А еще: правильно готовиться к сдаче анализов, что очень важно. Если в примечании написано, что перед сдачей нельзя пить-курить, заниматься спортом и т.д., то нельзя!

Раиса Целобанова. Фото автора

Источник: Молодой дальневосточник XXI век