Отделение начинается… с заведующего

09 ноября 2017

В медицинской семье династии не редкость. Действительно, когда с детства вокруг тебя сплошные разговоры на медицинские темы, обсуждение сериалов про медиков и проблем здравоохранения, то выбор вполне логичен - быть тебе врачом!

У Жени Ситникова выбор был шире. В школе парень увлекался английским, язык давался легко, и поступление на иняз педагогического института не казалось ничем из ряда вон выходящим. Но, с другой стороны, папа - анестезиологреаниматолог, мама - детский пульмонолог. 

- Они, конечно, не скрывали, что хорошо бы было, если бы я стал врачом, но не настаивали и категорично не заставляли, - рассказывает Евгений Валерьевич. - Но, наверное, родители во мне видели какие-то задатки к профессии в характере и в мышлении. 

В общем, поступил Евгений сразу и в ДВМГУ, и в два педагогических института. Вот тут уже пришлось выбирать. Выбрал все-таки медицину. 

На старших курсах он увлекся диагностикой. Поступил в ординатуру, прошел двухгодичное углубленное послевузовское обучение по рентгенологии. 

- К концу обучения в ординатуре я стал думать и анализировать, куда мне пойти работать, где интересно и современно, - объясняет Евгений Валерьевич. - По всем параметрам это была «Вивея». И я пошел на прием к главному врачу. А Наталья Александровна всегда встречается с каждым претендентом на должность и беседует с ним. Она очень проницательный человек, который уже сразу видит возможности и перспективы человека и может понять заранее, будет он работать или нет. Я получил добро и приступил к работе в отделении лучевой диагностики. 

Сегодня Ситников - заведующий этим отделением. Вот такой поворот в судьбе! Второй год на этой должности. Кстати, он - самый молодой из заведующих! Вообще-то его повышенная активность была замечена и отмечена давно. Сначала Евгений возглавлял совет молодых специалистов, объединяющий работников «Вивеи» до 35 лет. 

- Дали возможность проявить себя, - считает Ситников. - Мне было интересно консолидировать молодежь, делать что-то полезное. Мы проводили различные мероприятия, множество выездов, активно пропагандировали здоровый образ жизни среди молодежи Хабаровска, участвовали в профориентации детей - посещали школы, медколледж и мединститут, где показывали презентации и рассказывали о своей специальности, отвечали на вопросы ребят. А потом мне поручили вести и развивать сайт нашего центра. Это было тогда, когда еще о такой форме всерьез мало кто задумывался, года на три раньше, чем начался бум сайтов. И мы стали внедрять различные функционалы на сайт, проводить маркетинговые исследования спроса пациентов, рекламировать услуги, систематизировать всю информацию о «Вивее» для удобства восприятия пациентов. 

Но это все, так сказать, общественная нагрузка. Естественно, Ситников продолжал работать в отделении лучевой диагностики - сначала врачом, потом старшим ординатором, то есть до руководителя прошел все ступени. И на этом посту начал… нет, не с вешалки, как в театре, а с регистратуры. 

- Это - «лицо» нашего отделения, - подчеркивает Евгений Валерьевич. - Как тебя встретят, так и дальше пойдет работа. Мы полностью пересмотрели график, и теперь все четыре окна работают постоянно. Внедрили систему электронной очереди и режим «одного окна» - с полной необходимой пациенту услугой, ему больше никуда не нужно обращаться. У нас оптимизирован график работы всех кабинетов отделения. Сделали всего один перерыв в течение рабочего дня - для влажной уборки кабинетов. Пересмотрели работу лаборантов - пока техника включится, настроится, проверится, уходит определенное время, поэтому лаборанты выходят пораньше, чтобы в 8.00 начать полноценный прием пациентов. Аппарат денситометрии теперь у нас работает и по субботам. Результаты КТ-исследования выдаются на следующий день, а не через несколько, как это было раньше. И еще в отделении мы проводим свои планерки - отдельно с врачами, отдельно с лаборантами и отдельно с регистраторами, причем с регистраторами мы даже проводим деловые игры, чтобы предугадать возможные негативные ситуации и избежать их в реальности. 

Для врачей у нас проводится постоянная учеба на центральных базах в Москве и Санкт-Петербурге, после чего специалисты обязательно докладывают, чему научились, то есть передают опыт тем, кто не ездил. И потом это все внедряется у нас в отделении. 

Недавно в «Вивее» прошла научно-образовательная конференция «Мультиспиральная компьютерная томография брюшной полости». Провел ее академик Григорий Кармазановский, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники, лауреат премии города Москвы в области медицины, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом лучевых методов диагностики института хирургии имени Вишневского Минздрава России… - настоящая звезда! 

- Григорий Григорьевич - это просто живая легенда, - считает Евгений Валерьевич. - Мы учились и до сих пор учимся по его книгам. Давно просили, чтобы академик приехал к нам, и когда в КДЦ поставили новый компьютерный томограф, а, следовательно, у нас расширились диагностические возможности, такую встречу под эгидой нашего отделения удалось, наконец, организовать. Конференция длилась с 10 до 19 часов, был полный зал, больше 80 человек, даже из Приморья, с Сахалина и из ЕАО приезжали врачи. 

- Рентгенология - наука, которая ни секунды не стоит на месте, - продолжает заведующий. - Все время появляется что-то новое и интересное - в виде оборудования, в виде стоящих на нем программ для диагностирования той или иной патологии. Даже простая классическая рентгенография и флюорография - это уже все равно низкодозовые высокоточные аппараты. Снимки на пленке - прошлый век, это раньше вы его носили в пакете, закручивали в туб и прятали на полку, но когда потом приносили врачу, он говорил: «На нем ничего практически не видно!» Сейчас все у врача на компьютере, и этот снимок уже никогда не пожелтеет и не почернеет. Вся информация дублируется и сохраняется порой даже в тройном варианте, и всегда врач может достать, посмотреть и сравнить все ваши снимки в высоком качестве и с большой точностью. На компьютерном томографе - а недавно в нашем центре поставили новый 128-срезовый КТ - мы смотрим самую разную патологию, начиная от костей, закачивая головным мозгом. Смотрим внутренние органы брюшной полости, легкие, сосуды, всю костно-суставную систему - по задаче врача-клинициста, который к нам направил пациента для диагностики, можем посмотреть практически любую область. Делаем здесь все, что нужно! И, как только в отделении появляется новый аппарат, мы внедряем новую технологию. Вот поставили новый рентген-аппарат - появилась новая услуга «сшивка», которая используется для оценки ортопедом осевой нагрузки на позвоночник и нижние конечности, целиком захватывается и делается один снимок. 

В нашем центре первоочередная задача - пациентоориентированность. То есть мы с ним работаем и делаем все, чтобы он получил здесь качественную диагностику, качественное лечение и ушел, полностью удовлетворенный. Все сделано для удобства пациентов. 

В разговоре с рентгенологом обойти вопрос традиционных обследований никак нельзя. Многие считают флюорографию и маммографию необязательными методами скрининга. Ситников здесь категоричен: 

- Обязательные! Флюорография - прежде всего, для выявления такой социально значимой патологии, как туберкулез, когда его можно увидеть на ранней стадии, получить лечение и спокойно жить дальше, будучи безопасным для коллег и близких. Подвержены риску заболеть абсолютно благополучные люди, и, делая флюорографию один раз в год, человек обезопасит себя от возможности запустить ту или иную онкопатологию. То же самое маммография для женщин. Надо приходить и регулярно делать обследования. 

- Для врача-клинициста - любого, хирурга, терапевта, неважно, - мы являемся большой подсказкой, - продолжает заведующий. - Можем изначально нацелить их на выявление или лечение патологии. Бывает, приходят пациенты, у которых мы обнаруживаем онкологическое заболевание в легких или в брюшной полости на той стадии, когда еще можно сделать не сильно травмирующую операцию и вырезать это зло. И потом человек приходит через два, три года, пять-шесть лет - жив-здоров! На ранней стадии можно выявить патологию, которая пока еще исправима и излечима без каких-то серьезных последствий для пациента. Вот наша основная задача. 

В семье Ситниковых подрастают, как в известном фильме, «мальчик и еще мальчик» - трех и одного с небольшим годов от роду. Любящий папа обожает их, с удовольствием наблюдает ежедневные изменения роста, воспитывает и, если требуется, конечно, лечит. Родители своим примером воспитали в нем понимание главной ценности жизни - семьи, и сегодня он тоже старается передать это своим детям. Конечно, успевает и на рыбалку с друзьями летом съездить, и зимой на горных лыжах покататься, и в тренажерный зал для поддержки формы сходить, но все же семья - прежде всего. Наверняка мальчишки переймут и отцовское отношение к профессии - увлеченное, глубокое и серьезное. Пример, достойный подражания.

Марина ДЕРИЛО.